20 октября 2016 г.

ЧУДО НА ГУДЗОНЕ / SULLY

В школе по физике у меня была пятерка, но как летают самолеты, я никогда не понимала. Многотонная конструкция, которая с легкостью отрывается от земли и уносит в небо несколько сотен человек, навсегда останется вне моего сознания. Но, знаете это совсем не мешает мне с большим интересом следить за любыми инцидентами, связанными с самолетами, как трагическими, так и, наоборот, со счастливым финалом. Поэтому, как и все, фильм Клинта Иствуда "Чудо на Гудзоне" я посмотрела месяц назад. История нью-йоркского рейса 1549, которая семь лет назад прогремела по всей Америке, наконец-то получила всемирную огласку в лице талантливого режиссера и замечательного актера Тома Хэнкса. Кино "based on a real story" получилось вовсе не пафосным, а наоборот, с хорошим хэппи-эндом и правильными нотками драматизма. Однако несмотря на то, что фильм получился более чем правдоподобным, в нем не хватает множества интересных фактов и жизненных историй реальных персонажей, доказывающих, что наша жизнь может быть куда интереснее, нежели самый смелый вымысел.


ИСТОРИЯ

15 января 2009 года самолет Airbus А320 авиакомпании US Airways выполнял свой обычный рейс 1549 по маршруту Нью-Йорк - Шарлотт - Сиэтл, на его борту находились 150 пассажиров и 5 членов экипажа во главе с Чесли Салленбергером (Салли) и Джеффри Скайлзом. Через 90 секунд после взлета лайнер столкнулся со стаей канадских казарок, что в результате привело к немедленному отказу обоих двигателей.

Схема полета рейса 1549: после взлета и столкновения со стаей казарок - разворот на юг и посадка на реку Гудзон

Командир доложил авиадиспетчеру, что на борту сложная аварийная ситуация и срочно нужна экстренная посадка. Проблемы возникли сразу. Тяга двигателей начала стремительно уменьшаться, запаса высоты не было, поскольку А320 успел подняться только на высоту 3200 футов (975 метров!), а внизу простирался огромный мегаполис. Пилоты поняли, что до аэропорта не доберутся - в воздухе им оставалось находится считанные секунды. Развернувшись на юг, Салленбергер принял решение сажать самолёт на воду. И, миновав мост Джорджа Вашингтона, ювелирно посадил аэробус посреди реки Гудзон, прямо напротив Манхэттена.

Конечно, я могла бы изложить историю шестиминутного полёта более детально, но решила не переписывать Википедию (это вы можете сделать и сами), а найти по-настоящему интересные факта того, что случилось в тот день и через какие трудности пришлось пройти каждому участнику этого уникального происшествия.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

1. Все 155 человек, находившиеся на борту самолёта А320, выжили. Семьдесят восемь из них получили незначительные травмы и только один пассажир серьёзную (перелом обоих ног).

2. Единственными словами, произнесёнными Салли пассажирам перед посадкой, были: "Приготовьтесь к удару".
3. По словам пассажиров, вода начала просачиваться внутрь салона почти сразу, при этом самолёт продержался на воде рекордные 1,5 часа.
4. При ударе самолёта о воду в хвосте образовалась трещина, которая заблокировала задние надувные трапы. Поэтому многие пассажиры стояли на крыльях по колено в холодной воде и боролись с сильным течением.
5. Температура воды в Гудзоне была всего +2 градуса. Однако пережить ледяное испытание пассажирам помогла переполнявшая их эйфория от того, что они все спасены.
6. Спасательная операция транслировалась в прямом эфире по всем телеканалам США, а журналисты канала CNN прибыли на место аварии раньше спасателей на 38 секунд.

7. Первое судно "Томас Джефферсон", которым командовал капитан Винсент Ломбарди из NY Waterway, пришло на помощь всего через три минуты пятьдесят пять секунд. В итоге его судно спасло пятьдесят шесть человек - больше, чем любое другое в тот день.

8. В салоне самолёта работали три стюардессы: Шейла Дайл (57 лет), Дорин Уэлш (58 лет), Донна Дент (50 лет), у всех стаж работы более 30 лет.
9. Сразу после эвакуации пассажиров самолёт был отбуксирован к причалу около Всемирного финансового центра (приблизительно в 6 километрах от места приводнения), где был произведён его подъём.

10. Данные Федерального авиационного управления США по всем столкновениям с животными говорят о том, что январь занимает предпоследнее место по возможности столкновений (потенциальную угрозу пернатые создают примерно одному из 60 тысяч рейсов). Таким образом, это авиационное происшествие произошло в месяц с низкой степенью вероятности столкновения с птицами.

Канадская казарка (в среднем длина туловища может колебаться от 55 см до 110 см, вес - от 2 кг до 6,5 кг; поднимаются на высоту около 8000м) 

11. Позже на бланке, который обычно выдаётся всем пассажирам для написания отзывов о полёте, один из выживших написал: "Нам очень повезло", - выразив коллективное мнение спасённых.

12. Расследованием причин инцидента занялся Национальный Совет по транспортной безопастности США (NTBS), который сомневался в правильности решения Салленбергера сажать лайнер на воду. Расследование велось долгих 15 месяцев, и за это время Салли был отстранён от работы, его зарплата была сокращена на 40%, а все начисления в пенсионный фонд остановлены.

Чесли "Салли" Салленбергер 

13. По официальным подсчётам экспертов, если бы Салленбергер неправильно произвёл расчёт угла, то аэробус мог рухнуть в воду, сломать крылья и за несколько минут уйти под воду.  
14. Если в правом двигателе были обнаружены органические останки и птичье перо, то левый двигатель отделился при приводнении и затонул. Его подняли со дна только 23 января 2009 года.

Перо канадской казарки, найденное в правом двигателе рейса 1549

15. Все пассажиры получили свой багаж обратно.
16. После окончания расследования самолёт был куплен Музеем авиации в городе Шарлотт (куда держал путь лайнер в тот злополучный день), где его может увидеть любой желающий.

17. Супруга пилота узнала о подвиге мужа едва ли не последней: новостей женщина не смотрела, и о ЧП ей постфактум рассказал уже сам Салли. "Он позвонил мне и сказал, что произошёл несчастный случай, - рассказала она в интервью CNN. - Сначала я решила, что речь идёт о чём-то незначительном, но, услышав подробности, я задрожала и ринулась забирать наших дочерей из школы".
18. В течении нескольких месяцев после происшествия Салли страдал от ночных кошмаров, бессонницы и посттравматического синдрома. Вернуть спокойствие ему помогли 50 000 писем, присланных благодарными соотечественниками. Одно из писем запомнилось особенно. Это было письмо от жительницы Сакраменто, которая рассказал Салли о том, как потеряла работу и дом, как страдала после смерти отца и близкого друга. "Если честно, я потеряла веру, а Вы, сэр, вернули её в мое сердце", - писала женщина. Это письмо, по словам Салли, значило для него больше, чем что-либо другое.
19. Именно мэр города Нью-Йорка Майкл Блумберг (на тот момент) назвал эту историю "чудом на Гудзоне" (Miracle of the Hudson).
20. Чудо на Гудзоне произошло во времена финансового кризиса, когда большинство рабочих потеряли работу и веру в лучшее, однако благородство, проявленное экипажем лайнера, сотворившим подвиг, заставила миллионы людей поверить в себя и преодолеть это тяжёлое время.
21. Авиакомпании US Airlines, который принадлежал самолёт (в то время это был крупнейший авиаперевозчик мира по числу ежедневных рейсов), несколько лет назад прекратила своё существование, слившись с American Airlines. Последний рейс US Airlines выполнила 17 октября из Сан-Франциско в Филадельфию. Номер рейса был 1939 - год основания компании. 

Когда искала информацию в интернете, нашла ещё несколько запоминающихся моментов о самом фильме "Чудо на Гудзоне" и решила включить их для ещё больше интереса к этой истории.

НЕМНОГО О СЪЁМКАХ ФИЛЬМА

- фильм полностью основан на автобиографии "Высший долг" (Highest Duty: My Search for What Really Matters), которая была написана Салленбергером и знаменитым писателем Джеффри Заслоу;
- в оригинальной версии фильм называется "Салли", а не "Чудо на Гудзоне";

- съёмочная группа старалась как можно ближе следовать реальным событиям, поэтому Иствуд снял большую часть фильма в том самом месте на Гудзоне, где Салли совершил свою чудесную посадку;

- скоро выяснилось, что Аарон Экхарт, исполнитель роли второго пилота Скайлза, обладает поразительным физическим сходством с реальным Джеффри Скайлзом. По этому поводу Клинт Иствуд даже сказал: "Господи Иисусе, какой невероятно удачный был кастинг на эту роль!";

Джеффри Скайлз / Аарон Экхарт 

- самая главная фраза в фильме "Чудо на Гудзоне" - "Деньги важнее жизни". По словам актёров, именно она может начать некую пассажирскую революцию. Идея того, что инвесторы скорее расстроились из-за крушения самого самолёта, нежели радовались спасению 155 человеческих жизней, реальна. Эту фразу действительно произнёс один из акционеров авиакомпании при первой встрече с Салли после крушения;
- Салленбергер назвал работающих над фильмом людей "командой мечты", высоко оценив получившийся результат;

Салленбергер, Клинт Иствуд, Том Хэнкс , Аарон Экхарт на премьере фильма в Нью-Йорке

- во время пресс-конференции фильма одна журналистка спросила Салли: "Почему перед полётом вы покупаете сэндвич?" Он ответил: "Потому что нас не кормят на борту. Стюардессы не заходят к нам с едой, так как авиакомпании не имеют обычая кормить пилотов во время рейсов. Еду нам приходится покупать за свой счёт, поэтому сэндвич или банан нужен, чтобы подкрепиться в полёте";
- Том Хэнкс был первым и единственным кандидатом на роль Салли;
- в интервью разным изданиям Хэнкс постоянно шутил, что самым сложным во время съёмок для него было решиться стать платиновым блондином и подкрашивать корни несколько раз в неделю;


- в фильме постоянно говорят о 208 секундах. Дело в том, что самолёт вылетел из Нью-Йорка в 15:23:54, а 15:27:32 столкнулся со стаей канадских казарок. Посадка произошла рано в 15:31. Таким образом, между столкновением и посадкой на воду прошло ровно 208 секунд;
- для того чтобы воспроизвести сцену спасения пассажиров, были наняты многие из тех, кто участвовал в январе 2009 года в настоящем спасении. К примеру, капитана парома, приходящего на помощь пассажирам, сыграл Винсент Ломбарди (писала о нём ранее)- настоящий капитан парома, пришедший самым первым;
Винсент Ломбарди

- несмотря на то, что с историей самого Салли Иствуд обошёлся бережно, появились и жалобы на недостоверность событий. Члены Национального совета по транспортной безопастности США (NTBS) заявили, что им не присылали сценарий и не просили советов во время съёмок, и потому они не смогли сделать так, чтобы реплики их представителей не были вырваны из контекста. Малькольм Бреннер, который входил в группу расследования экстренной посадки А320, уверяет, что совет не хотел представить Салленбергера злодеем или свалить на него вину за авиакатастрофу в отличие от показанного в фильме. Тоже уже не работающий в NTBS Роберт Бензон был куда более категоричен: "Мы не КГБ и не гестапо, мы никого не хотели обвинить просто так";
- Салленбергер настоял, чтобы из сценария убрали настоящие фамилии работавших тогда в NTBS сотрудников, потому как "эти парни не преследовали меня нарочно, они выполняли свою работу";
- съёмки проживающих в гостинице после аварии пилотов проходили в том самом отеле Marriott, где жили настоящие пилоты после катастрофы.

Видео о том, как на самом деле снимали фильм "Чудо на Гудзоне" (на 2:39 минуте можно увидеть как Том Хэнкс и Аарон Экхарт управляют самолётом. Очень забавно) 


Безусловно, посмотрев фильм и теперь уже зная многие факты "гудзонского чуда", нельзя не рассказать о главном человеке этой нашумевшей истории - Чесли Салленбергере, который в тот день не только спас жизни многих людей, но и изменил мир вокруг нас.

БИОГРАФИЯ ЧЕСЛИ "САЛЛИ" САЛЛЕНБЕРГЕРА

Когда СМИ раскопали биографию пилота А320, оказалось, что Чесли Салленбергер полностью подходит на роль нового супергероя Америки. Он родился в простой семье иммигрантов из Швейцарии. Его отец был дантистом, а мать - учительница начальных классов. В школе Салли впервые показал свои незаурядные умственные способности. Его IQ был намного выше среднего. Чесли был первой флейтой в школьном оркестре, президентом Латинского клуба, активным членом Мемориальной Объединённой Методисткой Церкви и лучшим учеником класса. Свою лётную карьеру он начал в частном аэроклубе в штате Техас, где уже в 14 лет получил лицензию пилота. Впоследствии он отмечал, что полученная им от инструктора этого аэроклуба подготовка к полётам стала решающей для его авиационной карьеры.

Выпускник Академии BBC США и ещё двух университетов, Салли семь лет служил в американских военно-воздушных силах, летал на истребителях F-4 и был аттестован как top flyer (летчик высшего класса). После службы Салли, выйдя в отставку, продолжил свою лётную карьеру в гражданской авиации США в должности пилота авиакомпании US Airlines, где работал последние 29 лет. За это время он успел поучаствовать в нескольких расследованиях, проведённых Национальным Советом по безопастности транспорта, и основать свою консалтинговую компанию Safety Reliability Methods, оказывающую консультации по технике безопастности на авиатранспорте. Также Салли преподавал курс правил поведения в экстремальных ситуациях сотням своих коллег и помогал учёным NASA работать над докладом об условиях возникновения ЧП в авиации.

12 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ ВЫ ТОЧНО НЕ ЗНАЛИ О ЧЕСЛИ САЛЛЕНБЕРГЕРЕ:

1) Своё прозвище "Салли" Чесли Салленбергер получил 15 января 2009 года. Так лётчика в порыве восторга называла вся американская пресса.
2) В 1995 году в семье Салленбергера случилась страшная трагедия. Его отец покончил  с собой из-за затяжной депрессии.
3) Салли со своей супругой Лорри долго не могли зачать собственных детей, поэтому удочерили двух прекрасных девочек.

4) Через пару недель после приводнения он вспомнил, что забыл в кабинете полузатопленного самолёта библиотечную книжку, и позвонил в библиотеку, предложив компенсировать её стоимость.
5) Свой последний рейс в качестве пилота авиалиний Салли совершил из Нового Орлеана в Шарлотт в 2010 году. Джеффри Скайлз был его вторым пилотом.

6) В 2009 году журнал TIME включил Салленбергера в Топ-100 самых влиятельных героев и икон.
7) Салли написал две книги, одна из которых стала бестселлером в США.
8) Мэр Майкл Блумберг объявил Салли почётным гражданином Нью-Йорка и вручил ему символический ключ от города.

9) Когда Салли вернулся в родной город Денисон (штат Техас) после происшествия на Гудзоне, все жители встречали его овациями и аплодисментами.
10) Салленбергер ведёт свой собственный блог на www.sullysullenberger.com и инстаграм @captsully.
11) Группа Electric Youth и французский маэстро электропопа Давид Греллье написали песню "A Real Hero" о Салли, услышать которую можно в фильме "Драйв", где главную роль играет Райан Гослинг.
12) Республиканцы хотели выдвинуть кандидатуру Салленбергера в Конгресс в 2010 году, но он вежливо отказался.

ЛУЧШИЕ ЦИТАТЫ САЛЛЕНБЕРГЕРА:

"Любое чудо - результат огромного труда"
"Всё бывает беспрецедентным, пока не случится впервые"
"Либо ты управляешь ситуацией, либо ситуация управляет тобой"
"В небе жить проще"
"Я не думал, сто погибну. Основываясь на своём опыте, я был уверен, что смогу произвести аварийную посадку на воду, в которой можно выжить. Эта уверенность была сильнее любого страха"
"На этом самолёте было сто пятьдесят пять человек, которые получили возможность вернуться домой. Я никогда не должен забывать о том, что был одним из них"
"Я сорок лет в небе, но в итоге обо мне будут судить по тем 208 секундам. Для меня это напоминание: нам необходимо стараться каждый раз поступать правильно, делая всё, что в наших силах, потому что мы никогда не знаем, в какой момент нашей жизни нас будут оценивать"
"Думаю, эта история полезна всем, она доказывает, что героем в определённом смысле может стать каждый. Для этого нужно только одно - любить и добросовестно выполнять свою работу, как это на своём примере показывает Чесли Салленбергер. И, возможно, тогда в наиважнейший момент жизни полученные знания и опят тебя не подведут".